…1977 год. В просмотровом зале Мосфильма сидит высокая комиссия, но на экран смотрит только главный критик советского кино Анна Жданова. Все остальные внимательно следят за ее реакцией: засмеется или нет? Через месяц вся страна увидела комедию По семейным обстоятельствам и полюбила ее героиню - очаровательную тещу Изольду Тихоновну. Евгении Ханаевой исполнилось 56 лет, когда она неожиданно оказалась на пике популярности. Двери известных на весь Советский Союз киностудий вдруг распахнулись для нее, а уже немолодую актрису стали окликать на улицах прохожие. Но Евгении Никандровне всегда было как-то неловко. Она не привыкла к такому вниманию. А теперь - вот она, слава, - так заслуженно, но так поздно. Женя Ханаева в студенческие пьесы играла в школе-студии при МХАТе, и педагоги безапелляционно заявляли: Помни одно: с твоей внешностью на героинь можешь не рассчитывать. Вот поэтому, в отличие от сокурсников, Женя не отправила ни одной своей фотографии на Мосфильм или киностудию им. Горького. А ведь когда МХАТ объявил об открытии своей школы-студии, Женя была в первых рядах из желающих поступить. Летом 1943-го она была зачислена и училась у великих отцов-основателей МХАТа - Москвина, Качалова, Книппер-Чеховой. На много поколений вперед ее курс стал легендарным. Да и сама Женя Ханаева тоже была своего рода легендой. Отец - тенор Большого театра Никандр Ханаев, любимец Сталина. Жизнь в достатке - автомобили с водителем, квартира в знаменитой высотке на Площади Восстания. Но Женя была скромной, старалась не выпячивать свое происхождение. Зато на сцене она раскрывалась и в итоге она единственная из всего курса получила престижную премию им. Чехова за роли в студийных спектаклях. А вот переступив порог самого театра, осталась не у дел. На сцене еще блистали МХАТовские старики. А если в труппе вдруг всем прибавляли зарплату, про Женю говорили: Она обойдется, у нее богатая семья. Длительные паузы сменялись эпизодами, и вдруг однажды Ханаеву попросили заменить заболевшую Ангелину Степанову. Молодая актриса сыграла королеву Елизавету в шиллеровской Марии Стюарт. Зал рукоплескал, критики аплодировали стоя, наперебой споря, кто первый предрек ей такой успех. А потом 5 долгих лет простоя: ей не давали ролей и все больше пытались увлечь в закулисные игры. Но Евгения не поддавалась, была в стороне, никуда не лезла и ни за что не боролась. Все резко изменилось с приходом в МХАТ Олега Ефремова. Он искал новые лица, харизму и талант, не покрытые глянцем и пылью. Это он и нашел в Евгении Ханаевой, ведь она так была непохожа на типичных красавиц из старой плеяды МХАТовцев. Олег Николаевич дал ей зеленый свет, и новая звезда театра заблистала. Актриса не сходила со сцены, играла классику, современность, драму, комедию, гротеск, всю себя отдавая театру. Многие видели в этом фанатизм и принимали ночные репетиции за одержимость. Но на самом деле Ханаева просто не хотела идти домой. Никто из коллег и помыслить не мог, что именно в этот звездный момент Евгения Никандровна переживает личную трагедию. Что заставило ее бросить мужа и ребенка и вынудило буквально бежать из дома без оглядки? Может, причина крылась в романе актрисы и партнера по сцене Льва Иванова? И смог ли сын, Владимир Успенский, в конце концов простить мать? Узнаете из фильма. Евгения Ханаева была одной из тех немногих актрис, которые не играли перед камерой самих себя. Чаще она воплощала свою полную противоположность - женщину резкую, эксцентричную, не терпящую пререканий. Таковы ее роли и в Странных взрослых, и в Розыгрыше, и в Жизни и смерти Фердинанда Люса, и в поистине народной картине Старый Новый Год именно в этом фильме зритель впервые услышал, как поет Евгения Ханаева, которая унаследовала от отца прекрасный голос. Актриса снималась в кино всего пятнадцать лет. Это очень мало для мастера, способного сыграть любую роль в любом жанре. Но даже в столь незначительный срок Ханаева стала одной из самых любимых в плеяде советских актеров кино и остается ею по сей день. Почему же она отказалась от роли миссис Хадсон и даже не прочитала сценарий? На какие хитрости шли режиссеры, чтобы заполучить Евгению Никандровну в свой фильм? Как страсть к быстрой езде за рулем стала для нее роковой? …Боль, которая мучала Евгению Ханаеву после автомобильной аварии стала невыносимой. Выхода нет, только операция - решила для себя актриса. На нее она шла с улыбкой, будучи как всегда уверенной, что лучшее - впереди. Но… А в это время ей присвоили звание Заслуженной артистки СССР - об этом она уже не узнала. Как и не узнала, что любимый мужчина так и не оправится от боли утраты. Его не стало через два года. Вот что рассказывает в фильме о маме сын - Владимир Успенский: - Мать искренне считала, что о покойниках помнить надо, но была уверена: есть первый день, третий, девятый и сороковой. Потом годовщина, после которой памятную дату смерти не отмечают. Если хочешь выпить и как-то вспомнить, надо это делать в день рождения
Подборки:
Здесь Вы не сможете добавить свой комментарий, но в ближайшем будущем все будет...